14:22 Частушки и страдания – Бобылёвские напевы, 1959 EP | |
Частушки и страдания – Бобылёвские напевы, 1959 EP ЧАСТУШКА – частая песня, припевка, коротушка – жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён при характеристике народных стишков писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» в 1889 году. Истоками частушек являются игровые и плясовые припевки, «сборные» хоровые песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм. По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия – «то, что часто повторяют». Некоторые музыкальные критики считают, что американский рэп сродни русской частушки, а, возможно, и эти два музыкальных направления произошли друг от друга. Композиции этого альбома были записаны в разное время, в период - с конца 1940-х до конца 1950-х годов. Это послевоенное время пришлось на пик популярности частушек в Советском Союзе. С частушками наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки отдыхали, проводили вечера и свадьбы, работали на колхозных полях и в заводских цехах. А начинается альбом со «знаменитых» Сестёр Фёдоровых. Этот коллектив в 1950-х годах был настолько популярен, что их концерты собирали полные залы зрителей во всех уголках нашей необъятной Родины. Так как, об этом коллективе сказано много противоречивых сведений, постараюсь дать расширенную информацию об их творческой деятельности. Сёстры Фёдоровы – советский женский вокальный ансамбль, исполнитель русских народных песен. Вокальный квартет был создан в середине 1940-х годов уроженками села Старый Борок, Псковской области, сёстрами: Екатериной (1924 г.р.), Ниной (1926 г.р.), Нинелью (1928 г.р.) и Анастасией (1931 г.р.) Фёдоровыми. В 1954 году к коллективу присоединилась младшая сестра Галина Ивановна, и квартет преобразовался - в квинтет. В 1948 году ансамбль выходит на профессиональную сцену. Перед войной семья Фёдоровых переезжает в Ленинград. Началась война, отец уходит на фронт. Больше года сёстры с матерью живут в блокадном городе, потом эвакуируются на Урал, в Свердловск. Катя устроилась работать на швейную фабрику, Настя стала обувщиком, Нина – строителям, Нинель встала к станку. В свободное от работы время сёстры бежали в клуб – пели в хоре. В 1944 году вернулись в Ленинград, пошли работать на Кировский завод, где записались в хоровой кружок заводского Дома культуры, стали петь вчетвером. Так возник замечательный певческий коллектив. В свободное время сёстры посвящали себя любимому искусству. Их выдвинули на районный смотр художественной самодеятельности, затем - на городской, а потом отправили в Москву на Всесоюзный смотр, где они заняли первое место. К коллективу приходит всесоюзная известность. Они начали активно выступать на эстраде, по радио, в Домах культуры, в цехах заводов и фабрик, принимали участие в международных конкурсах. Коллектив активно гастролировал за рубежом: Венгрия, Чехословакия, Австрия, Финляндия, Китай, Индия, Норвегия, Швеция. На Всемирном фестивале демократической молодёжи в Будапеште в 1949 году и в Москве в 1957 году были удостоены звания лауреатов. Их знали и любили. Записи Сестёр Фёдоровых огромными тиражами выходили на пластинках. Став профессионалами, они не утратили народной традиции исполнения, их песня лилась из самого сердца – свободно, легко, радостно. В 1950-е годы в народном фольклоре закрепилось шуточное название бутерброда, состоящего из ломтя чёрного хлеба с тремя кильками на нём – «сёстры Фёдоровы». Коллективом бессменно руководил знаток русской народной песни Леонид Иннокентьевич Шимков. В 1972 году прекратились официальные выступления ансамбля. В 1973 году Нинель Ивановна уезжает с мужем в Швейцарию. Инициатором отъезда был муж Нинели – Дмитрий. Он тогда работал в Ленконцерте, занимался организацией гастролей артистов. Дмитрий, попав в Швейцарию, открыл там своё дело. После открытия границ Нинель Ивановна всячески поддерживала своих сестёр, помогала им материально. На фотографии слева направо: Екатерина, Нинель, Анастасия, Нина. Владимир Яковлев – баянист, муж Екатерины Ивановны С момента эмиграции Нинель, путь на сцену сёстрам Фёдоровым был закрыт. Им запретили выступать с концертами, изъяли фонограммы, все записи размагнитили. Одновременно с этим был пущен слух о гибели всего состава ансамбля в авиакатастрофе. Имена сестёр были преданы забвению и их дальнейшие выступления были возможны только в сельских клубах Ленинградской области. Им запретили выступать с концертами, но их песни не были забыты, ведь русская народная песня – это музыкальная душа России… 22 декабря 2018 года впервые за долгие годы, единственная из живых на тот момент сестёр – Анастасия Ивановна – дала интервью программе «Привет, Андрей!». Проживала она в Израиле, в пригороде Тель-Авива. Её сестра Нинель скончалась в 2018 году. 6 апреля 2022 года на 92 году жизни скончалась и сама Анастасия Ивановна. Вторым номером на пластинке записаны частушки «На целине» в исполнении Государственного русского народного хора северной песни, руководителем которого была Антонина Яковлевна Колотилова. Исполнила эту песню солистка хора Галина Ивановна ГАЛАНИНА. В 1950-е годы в СССР Северный русский народный хор был очень популярен. В настоящее время – Государственный академический Северный русский народный хор. Один из старейших народных хоров, основанный Антониной Яковлевной Колотиловой в 1926 году является хранителем северной фольклорной традиции русских народных песен. В 1936 году Северный хор принял участие во Всесоюзном радио-фестивале. В 1957 году хор стал лауреатом Фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Хор стал гордостью Северного края, выступая с концертами по регионам Советского Союза, уделял большое внимание сбору и изучению фольклора, народных традиций, особенно в северных областях России. Ещё одна песня Северного русского народного хора представлена на этой пластинке – «Шуточные частушки» в исполнении солисток Галины А. ДЁГТЕВОЙ, Галины Ф. КЛЫКОВОЙ и Льва В. Михайлова. На третьей дорожке пластинки записана инструментальная композиция «Русские народные напевы» в исполнении Квартета баянистов Красноярской государственной филармонии, которым в 1950-е годы руководил баянист И. И. Черных. Позднее квартет баянистов стал Государственным ансамблем баянистов имени М. М. Ипполитова-Иванова. В записи этой композиции принимали баянисты Екатерина Черных, Майя Черных, Иннокентий Черных и Владимир Солдатов. С 1957 года коллективом стал руководить Геннадий Константинович Мошонкин (Репин). Ну, и какой же концерт в 1950-х годах мог обойтись без представителя знаменитого Хора имени М. Пятницкого. Вот и в этой пластинке представлены 2 звуковые дорожки этому всеми любимому коллективу. Частушку «Досада» исполняет звонкоголосая Мария Ильинична ПОДЛАТОВА. Уроженка Курской области в 1934 году стала солисткой Хора Областного радиокомитета. С 15 августа 1937 года стала солисткой хора им. Пятницкого. В конце 1940-х годов получила звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1952 году вместе с руководителем и другими тридцатью участниками хора разделила Сталинскую премию.
Мария Ильинична ПОДЛАТОВА Двум другим солисткам Хора им. Пятницкого Лидии АФАНАСЬЕВОЙ и Прасковьи ДРОЗДОВОЙ представилась возможность записать на эту пластинку «Сормовские частушки». Аккомпанировал им Фёдор ФИЛИН на баяне. Прасковья Степановна Дроздова (Макарова) родилась в с. Хурада, Юхмачевского района, Татарской АССР. В 1932 году семья переехала в г. Дзержинск. С детских лет занималась русской песней в ДК «XX лет Октября» ЧХЗ им. Калинина. В 1949 году Прасковья стала победителем заключительного тура Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. А уже в следующем году в сопровождении оркестра пела русскую народную песню «Пряха» в Колонном зале Дома Союзов в Москве для участников IV пленума ЦК профсоюзов. Там и посоветовали её поступить в Хор им. Пятницкого. Голосистую певунью с первого захода приняли в «звёздный» коллектив. И с 1951 года началась её певческая карьера в знаменитом ансамбле. Прасковья Дроздова (Макарова) Лидия Т. АФАНАСЬЕВА одна из основных солисток Хор им. Пятницкого. Её звонкий голос ценился в коллективе, и ей предоставлялась возможность выступать практически во всех номерах хора. Лидия Афанасьева В альбом включены «Балашовские припевки» в исполнении Марии ГЛУБОКОВОЙ с Государственным Воронежским русским народным хором. Мария Павловна Глубокова родилась 20 марта 1924 года в с. Данилкино Саратовской области – русская советская певица, исполнительница народных песен. С 1949 года по 1958 год – солистка Воронежского русского народного хора, с 1958 по 1961 год – солистка Волжского народного хора, с 1961 по 1970 год – ведущая солистка Оренбургского русского народного хора. Мария Глубокова
Краснознамённый ансамбль им. А. Александрова на пластинке представлен Русским инструментальным квинтетом в составе Ю. Емельянова, М. Бительбауэра, А. Эрастова, В. Игнатьева и Л. Коломанова, который играет композицию «Русские припевки». Страна: СССР Носитель: Audio EP Год выпуска: 1959 Лэйбл: МОСОБЛСОВНАРХОЗ РСФСР Порядковый номер: Д – 005506, Д - 005507 Матричный номер: Д 005506/ 1-2, Д 005507/ 2-1 Жанр: народная песня Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и щелчков Аудиокодек: FLAC (*.flac) – оригинал c линейного выхода Тип рипа: image+.cue Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless Размер файла: MP3 – 102 Мб, FLAC – 231 Мб Продолжительность: 17:49 Треклист: 1 сторона
01. Сёстры Фёдоровы – Бобылёвские напевы (2.26) 02. Галина ГАЛАНИЧЕВА и Государственный русский народный хор северной песни. Руководитель Антонина Колотилова – На целине, частушки (1.26) 03. Квартет баянистов Красноярской государственной филармонии – Русские народные напевы (3.01) 04. Мария ПОДЛАТОВА и Государственный русский народный хор имени Пятницкого – Досада, частушки (1.25) 2 сторона
05. Мария ГЛУБОКОВА и Государственный Воронежский русский народный хор – Балашовские припевки, напев М. Глубоковой (1.52) 06. Галина ДЁГТЕВА, Галина КЛЫКОВА, Лев МИХАЙЛОВ и Государственный Северный русский народный хор – Шуточные частушки (2.31) 07. Русский инструментальный квинтет Краснознамённого ансамбля – Русские припевки (2.46) 08. Лидия АФАНАСЬЕВА, Прасковья ДРОЗДОВА и Государственный русский народный хор имени Пятницкого – Сормовские частушки (1.52) © Всесоюзная фирма грампластинок, 1959 Апрелевский завод грампластинок, 1961 ГОСТ 5289-56. Вторая гр. 0 руб. 50 коп. Оцифровка Геннадия Горбунова MP3 - Частушки и страдания – Бобылёвские напевы, 1959 EP. rar FLAC - Частушки и страдания – Бобылёвские напевы, 1959 EP. rar | |
|
Всего комментариев: 0 | |